Использование режимов привода
То, что переключать режимы трансмиссии можно только на неподвижном квадре, я писал уже дважды. Но, кроме этого, следует помнить, что подключать полный привод и активировать передний Lock нужно до преодоления препятствия: необходимо дать колёсам совершить хотя бы пару оборотов перед началом сложного участка, чтобы шестерни в относительно свободном состоянии заняли правильное положение и не происходило довключения под значительной нагрузкой.
Использование полного привода недопустимо на твёрдых покрытиях (асфальт, бетон, плотно укатанный сухой грунт и т.п.), поскольку межосевого дифференциала у 500К нет и использование режима 4х4 в таких условиях вызывает перегрузку трансмиссии начиная от раздаточной коробки и заканчивая приводными валами и ШРУСами (у осей нет возможности вращаться с разной скоростью). Во всех остальных случаях (песок, трава, грязь, снег, лёд и т.п.) включать полный привод не только можно, но и нужно (конечно, если нет цели насладиться задним приводом). Активация блокировки переднего дифференциала допустима только на скользких покрытиях (слабонесущих грунтах, в снегу, на льду) и в песке, при этом по возможности лучше двигаться прямолинейно, поворачивая руль только в крайнем случае (если квадр отклонился от намеченного курса или сполз вбок).
Также важно помнить, что в полноприводном режиме увеличивается радиус поворота (у колёс управляемой оси нет возможности прокручиваться относительно задних), а с заблокированным передним дифференциалом повернуть вообще довольно сложно (это свойство можно использовать зимой, когда одно колесо идёт по колее, а второе по снегу, в такой ситуации при заблокированном «передке» стабильность движения выше, а необходимые для стабилизации руля усилия ниже).
После запуска двигателя
В мороз, прежде чем ехать, нужно прогреть не только двигатель, но и ремень вариатора, для чего при чуть тёплом моторе (после хотя бы минимального прогрева) несколько раз нажать на газ, повысив обороты вращения коленвала. Разумеется, это не выведет ремень на рабочую температуру, но хотя бы немного «разомнёт» и повысит эластичность за счёт одновременно внутреннего и внешнего трения.
При этом в тёплую погоду и зимой при прогретом двигателе избегайте длительной работы на холостых: из-за особенностей конструкции вариатора 500К ремень при этом изнашивается и забивает механизм лишней пылью!
Перед началом движения
Трогаться с места следует уверенно (но не так резко, как на квадре с центробежным сцеплением). Чрезмерная плавность вредит ремню, который из-за особенностей конструкции вариатора (без сцепления) при слишком нежном трогании чрезмерно пробуксовывает, в результате чего подгорает, слоится и разрушается, изнашивая к тому же поверхность тарелок ведущего шкива вариатора. Перегрев и разрушение ремня при слабом открытии газа вызваны как раз отсутствием сцепления и тем, что передаточное число клиноременного вариатора с резинотканевым ремнём зависит только от оборотов двигателя, но не от нагрузки. При этом получается, что при относительно малом открытии дроссельной заслонки двигатель не развивает повышенных оборотов, несмотря на значительную нагрузку со стороны колёс, повышение же тяги происходит уже не за счет изменения передаточного числа вариатора (он не реагирует на нагрузку), а за счёт пробуксовки ремня. Но: ремень это не сцепление и уж тем более не гидротрансформатор, поэтому упрощённая конструкция вариатора 500К рассчитана только на кратковременные моменты включения и отключения (трогание/остановка), а при передаче вращения с разными (за счёт проскальзывания ремня) входной и выходной скоростью ведущего шкива, ремень повреждается. По той же причине необходимо не стесняться использовать пониженную передачу при езде в гору, по песку, снегу, грязи и т.п. даже в случае если квадр отлично едет и на повышенной (а 500К едет по грязи «средней тяжести» и на повышенной). При этом обороты двигателя будут выше, и ремень, выполняющий и функцию сцепления, будет работать в куда более оптимальном режиме, полностью зажимаясь между дисками ведущего шкива уже на минимальных скоростях движения. Также пониженная передача обеспечивает снижение нагрузки на вариатор в целом и его лучшее охлаждение (крыльчатка вентилятора вращается быстрее), снижает механическую нагрузку на двигатель, но: повышает тепловую.
В сильный мороз имеет смысл начинать поездку на пониженной передаче (разумеется, если вы не собираетесь ехать по шоссе или в плотном потоке транспорта) – это снизит нагрузку на квадроцикл в целом, включая задубевший ремень (о том, как обращаться с ним на морозе см. выше), и, кроме того, позволит быстрее вывести двигатель на рабочую температуру.
Во время поездки
При езде по пересеченной местности следует помнить, что в двигателе Kazuma при подъеме в гору масло оттекает от маслозаборника, поэтому увлекаться штурмом крутых подъемов не стоит – это грозит масляным голоданием. Аналогично с продолжительной работой двигателя на высоких оборотах – из-за особенностей конструкции устанавливаемого на 500К мотора при этом падает давление масла, поэтому даже при движении с высокой скоростью следует не фиксировать курок пальцем, а хотя бы периодически на короткое время сбрасывать газ (это и для вариатора будет полезно).
Перевозка квадроцикла
Для перевозки 500К отлично подходит самый короткий курганский прицеп (соответственно, подойдут и другие компактные прицепы схожего размера), для перемещения 500GT потребуется что-то более длинное. Обязательно фиксируйте квадроцикл на прицепе (удобно использовать стропы с трещотками), зацепленного за дышло троса лебёдки недостаточно для безопасной перевозки.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Эксплуатация 500K»:
безопасность
важные моменты
взять в поездку