FAQ Stels 500K: проводка

Все электрические разъемы следует обработать защитным средством (например, мотоциклетным «Castrol DWF» или отечественным «Рохер»), а негерметичные (не имеющие резиновых уплотнений) дополнительно защитить, тщательно обмотав изолентой. При этом не лишним будет пронумеровать места соединений, записав, провода каких цветов где уложены (либо просто отснять процесс). Герметичные разъёмы можно дополнительно не изолировать (хотя если не лень, то оно не повредит). Для герметизации разъёмов реле-регулятора напряжения необходимо срезать чёрную оболочку пучка выходящих из данного блока проводов и с тыльной части (там, где провода входят в разъёмы) залить герметиком. Далее при сборке также обмотать разъёмы изолентой. В противном случае в эти открытые, но очень ответственные, контакты, будет набиваться грязь!
Защита от воды нужна и для реле «поворотников» – для этого достаточно просто обмотать его корпус изолентой, закрыв все отверстия (они не для вентиляции, а чтобы было слышно зуммер, но его отлично слышно и после обмотки).

provodka-500k-500gt-1

ОСОБОЕ внимание необходимо уделить разъемам катушки зажигания. Один из них (плоский) часто бывает ослабленным, в результате чего появляются перебои в работе двигателя. Нужно обжать плоскую клемму, приходящую на катушку, а лучше заменить её на более жёсткую и не подверженную разбалтыванию. Есть информация, что данный разъём изменён производителем (я указывал на такую необходимость), тем не менее, проконтролировать надёжность соединения не помешает в любом случае.

РАЗЪЁМ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ (фото изнутри рамы)

provodka-500k-500gt-2

Также следует проверить контакт в разъеме предохранителя, расположенном на реле стартёра, и обязательно заменить китайский (может не перегореть, разомкнув цепь, а наоборот оплавиться и замкнуть) предохранитель на более качественный. На крышке разъема написано «15А», но установлен жёлтый на 20, можно поставить с тем же номиналом. Даже незначительное нарушение контакта в указанном месте приводит к полному обесточиванию квадра, причём неисправность может носить плавающий характер.

provodka-500k-500gt-3

«Причёсывание» проводки в идеале включает в себя и замену следующих силовых проводов:
— плюс от положительной клеммы АКБ к реле стартёра;
— плюс от реле стартёра к стартёру;
— минус от корпуса силового агрегата к минусовой клемме АКБ.
Указанные провода должны быть заменены на минимум вдвое более толстые. Это значительно облегчит жизнь стартёру, а самое главное – повысит безопасность.

Двигатель стартера не требует профилактики и, если стартер работает без нареканий, то разбирать его не надо (хотя из любопытства можно и разобрать, тем более, что бывает, ставят другие модификации детали). Корпус герметичен, оба конца вала электродвигателя опираются на подшипники (причём выходной – на роликовый, но это, опять же, зависит от модификации, попадается и просто втулка), смазка применена правильная и в достаточном количестве. Бывает, что разваливаются опорные подшипники, но менять их с целью профилактики особого смысла нет (информацию о замене см. в разделе «Ремонт»). При желании можно смазать планетарную передачу (находится вне электродвигателя, доступна под крышкой магнето). Смазку желательно применить густую и термоустойчивую, т.к. слишком разжижающаяся от нагрева будет забрызгивать пространство под крышкой. Если же наблюдаются перебои в работе стартера, то дело либо в реле (лучше заменить на качественное реле от скутера или, как вариант, на реле включения свечей накаливания от любого дизельного авто), либо в небрежно установленных щётках электродвигателя (в таком случае разобрать узел для правильной установки щёток всё же придётся).

Ещё одно слабое место электросистемы 500K, требующее обязательной доработки – проводка вентилятора радиатора. Штатный вентилятор имеет мощность 60 ватт (т.е. потребляет не менее 5 ампер, а при пуске ещё больше), но его включение-выключение возложено непосредственно на термовыключатель (датчик включения вентилятора), реле попросту нет. Это вызывает как подгорание контактов внутри датчика (что приводит к его выходу из строя), так и потери, повышающие ток, протекающий через электродвигатель (что негативно сказывается на самом моторчике). Для эксперимента можете при включенном зажигании замкнуть контакты и посмотреть, какое будет искрение. На том же Stels 500Х (ВМ Панде-500) реле вентилятора установлено, на 500К почему-то решили на нём сэкономить. Установка реле – дело не хитрое, описывать тут особо нечего. Отдельно хочу отметить, что стоит не только поставить реле, но и запитать вентилятор по отдельной линии («плюс» от АКБ или с клеммы на реле стартёра через предохранитель, «минус» на корпус силового агрегата), это разгрузит стандартную довольно хилую проводку 500К (достаточную для штатных не шибко мощных потребителей, но работающую на пределе).
Как и в случае с доработкой помпы, с моей подачи в схему включения вентилятора на новых Казумах (500К) было добавлено реле. Тем не менее, реле устанавливается низкокачественное, поэтому рекомендую заменить его на другое в процессе подготовки к эксплуатации. Посмотреть на штатное реле: ТУТ.
Для полной уверенности можно заменить штатный вентилятор на вентилятор ВАЗ 2103-09, поскольку вентилятор от ТАЗа выполнен намного качественнее китайского и вдвое более мощный (115 Вт против 60 у штатного). К тому же можно выбрать модификацию не только с четырьмя лопастями, но с шестью и даже с восьмью, получив значительное повышение эффективности обдува – минимум вдвое за счёт удвоения мощности плюс дополнительное усиление воздушного потока при установке крыльчатки с большим количеством лопастей, нежели штатные четыре. Отчёт об установке вентилятора ВАЗ 2103-09 см. по ссылке, дополнительно см. схему подключения вентилятора через реле. Повышение потребляемой мощности будет компенсировано сокращением времени работы вентилятора, а так же грамотным подключением.

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Подготовка 500K»:

протяжка
проводка
лебёдка
шноркели
грязезащита
колёса
защита днища