FAQ Stels 500K: доработка подвески

Решение проблемы жёсткой подвески, лифтинг подвески

Подвеска 500К/500GT более чем жесткая, что не только значительно снижает комфорт, но и может привести к травмам (разрыв связок в запястьях встречался среди владельцев 500К/500GT неоднократно, в т.ч. и у автора). Для смягчения 500К/500GT можно:
— установить позволяющие работать со сверхнизким давлением модели 26-дюймовых колёс, (более подробно см. в подразделе Резина);
— установить амортизаторы от ВАЗ 2101-07 со штатными пружинами 500К*;
— установить амортизаторы в сборе от младших моделей Kazuma;
— уменьшить сжатие пружины в штатной стойке*;
— установить амортизаторы в сборе от мотоцикла.
* для этих способов требуются сварочные работы!

Сразу хочу отметить, что ни один из разработанных в настоящий момент способов доработки подвески 500К даже близко не даёт того комфорта, который удалось получить установив 26’ шины Deestone Swamp Witch, работающие при давлении 0,1 атм! Это же касается и лифтинга – схожего увеличения просвета добиться доработкой подвески достаточно сложно. Поэтому, если есть возможность приобрести колёса, с доработкой подвески можно вообще не заморачиваться, ограничившись удалением стабилизатора. Эффект будет мгновенный и значительный. На 500GT с завода устанавливается 26-дюймовая Акнкла, но её тоже стоит заменить – Ведьма аналогичного внешнего диаметра имеет одновременно гораздо лучше характеристики как по комфорту, так и по проходимости (о чём мы уже говорили в предыдущем подразделе).

Амортизаторы от «монстра»

Идея установки амортизаторов от ВАЗ 2101-07 пришла в голову angor33 (владельцу CF-500-2). На основе его идей я разработал и установил (только назад) свою конструкцию для 500К. При этом за лифтом я не гнался, поэтому поднял квадр всего на 0,5 см., хотя возможен лифтинг и до 2-3 сантиметров (но при таком подъёме ШРУСы будут работать с запредельными углами). Поднять же 500К на 1,5 дюйма и более без переварки рамы невозможно, это не позволит сделать ограниченный ход рычага подвески вниз. Тут может возникнуть вопрос – «как амортизаторы от автомобиля работают в подвеске втрое более лёгкого 500К?» По опыту установивших – работают намного мягче, а разница в весе компенсируется тем, что в конструкции используется штатная пружина от квадра и автомобильный амортизатор лишается жёсткой поддержки своей «коллеги» по передней подвеске ВАЗ 2101-07. Плюсы конструкции – широчайшая доступность компонентов и очень низкая их стоимость, высокий запас прочности; минусы – необходимость проведения сварочных и слесарных работ, наличия соотв. оборудования и опыта.
Дополнительно см. фото MCi (альтернативный вариант нижней опоры пружины при установке амортизаторов ВАЗ).
ВНИМАНИЕ: способ показан только для улучшения комфорта и проходимости. Не рекомендуется применять на квадрах, используемых для скоростной езды! Поведение мотовездехода в некоторых ситуациях может стать опасным для неподготовленных драйверов.

Амортизаторы от «крохи»

Идея установки амортизаторов от младшей модели пришла в голову tungus, и, хотя предоставленная им информация была несколько туманной, но на её основе LAZAR расставил все точки над «i». Можно использовать задние амортизаторы из моноподвески либо от Kazuma Dingo, либо от Kazuma Falcon; от 150 или 250 кубовых – всё равно. Амортизатор от Dingo длиннее на 1 см, от Falcon – на 5. Однако, это не говорит о том, что, поставив амортизаторы от Falcon, мы получим 2-дюймовый лифт. Так, даже в статике после установки более длинных (но и более мягких) стоек от Falcon реальный подъем рамы составит чуть более 3 см, если же учесть, что более мягкие пружины просядут сильнее и под весом седока (седоков), то реальный прирост просвета составит примерно один дюйм. По этой же причине установка амортизаторов от Dingo не рекомендуется – на ряду с улучшением плавности хода возможно некоторое уменьшение дорожного просвета. Поэтому естественно, что для большинства владельцев 500К более предпочтительным будет вариант «мягкость + лифт», только при покупке не забудьте проверить, чтобы в свободном состоянии длина амортизатора с пружиной «от уха до уха» была 39 см. tungus заменил пружины Falcon на родные от 500К, LAZAR поставил стойки как есть. Тут может возникнуть вопрос – «как амортизаторы от квадра меньшей массы работают в более тяжелом 500К?». По опыту установивших: работают мягче, а разница в весе квадров компенсируется тем, что у Dingo и Falcon в задней подвеске использован один амортизатор (моноподвеска), а у 500К – два (независимая подвеска). Плюсы конструкции – предельная простота реализации; минусы – низкая распространенность запчастей Kazuma (особенно на малые модели), цена компонентов (от 1700-1900 руб за один амортизатор). С учётом стоимости и вовсе лучше добавить до 26-ых колёс.
ВНИМАНИЕ: применение способа негативно сказывается на ШРУСах!

Роспуск штатной пружины без замены амортизатора

Xrun MorzoFF разработал ещё один способ смягчения подвески 500К: с использованием штатных амортизатора и пружины, но с переваркой штока под другое крепление верхней опоры пружины. Это некий промежуточный вариант между штатной подвеской и заменой амортизаторов на ВАЗ 2101-07. В итоге преднатяг пружины уменьшается, ход подвески увеличивается, штатные амортизаторы начинают работать (в меру своих возможностей), а сама подвеска становится мягче. Плюсы способа – отсутствие необходимости в покупке деталей от другой техники, минусы – те же, что и у способа с заменой амортизаторов на ВАЗ 2101-07, плюс к необходимости проведения сварочных работ добавляется необходимость заказывать дополнительную деталь у токаря (либо необходимо наличие токарного станка).

Амортизаторы от мотоцикла

Существует еще один вариант снижения жесткости: установка амортизаторов от мотоцикла в сборе (с более мягкими пружинами), также подходящих по длине. Можно подобрать Ohlins, вот только цена, составляющая примерно 1/3 квадра за 4 амортизатора делает этот вариант непроходным. Можно попробовать использовать амортизаторы от мотоцикла «Урал», переварив крепления (способ так и остался на стадии эксперимента). Возможно, неплохо будут работать пружины от Урала с амортизаторами ВАЗ 2101-07.
В любом случае для 500К/500GT я рекомендую установку 26’ Ведьмы, а не колдовство с амортизаторами и пружинами.

Нереализуемые варианты

Если же хочется значительно увеличить дорожный просвет, потребуется замена (удлинение) рычагов подвески и приводных валов с заменой амортизаторов на более длинные. Другой путь – переваривать раму (переносить крепления рычагов и редукторов) и изготавливать другие карданные валы, рулевые тяги и, возможно, тормозные магистрали (более длинные). При таком глобальном подходе можно получить уже до четырёх дополнительных дюймов под днищем в центральной части рамы (значительно и кардинально увеличить угол рампы). Правда при этом расстояние до редукторов и нижних точек крепления рычагов к раме можно будет увеличить не более чем на пару дюймов. Некий смысл в такой доработке может быть только когда есть цель построить настоящего монстра, но есть ли смысл строить монстра из 500К – большой вопрос. Тему установки колёсных редукторов также не рассматриваю, так как данный вопрос в настоящее время владельцев ATV не беспокоит.

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ по разделу «Тюнинг 500K»:

резина
доработка подвески
кофры
разные доработки
навесное оборудование