В связи с нехваткой времени весенний квадросезон 2012 года практически прошел мимо нас. Пара вылазок на CF625-X6 EFI ранней весной, а потом ни месива из талого снега, ни разлившихся ручьёв, ни остатков прозрачного льда в глубине скрытых в лесных чащах луж… Да и майские праздники оказались не столь масштабными, как хотелось – выбраться к квадрам удалось лишь посреди «праздничной» недели (а не 29 апреля, как всем нормальным людям).
Так как давненько не катались, поехать решили подальше – добраться до села Дмитровский Погост (Шатурский район, «неофициальное» название – Коробово). Данный населенный пункт интересовал нас как ключевая точка на маршруте к массиву озёр в Рязанской области (Белое, Великое, Дубовое, Святое и т.д.). Во-первых, от Дмитровского Погоста до озёр уже рукой подать, а, во-вторых, нужно было выяснить, есть ли там заправка, т.к. на всём предполагаемом маршруте к упомянутым водоёмам это единственное место, где таковая теоретически могла быть.
Поскольку наличие АЗС в Дмитровском Погосте нами только предполагалось, да и путь был известен лишь частично, на CF625-X6 EFI был установлен 40-литровый бак с бензином. С учётом расчетной дистанции планируемой поездки такого запаса топлива точно хватит для полностью автономного перемещения в любых ситуациях (блуждание, застревание и т.п.).
Начало маршрута – известный многим по моим рассказам путь от Егорьевска до прудов Шалаховского рыбхоза. Описывать его в очередной раз не вижу смысла, отмечу только, что после первомайского штормового ветра на провода ЛЭП (Колычево-Боярское – Иваново) упало несколько молодых берёз. Благо линия новая и «древесная атака» не привела к обрыву.
Далее – Пешур, брошенные деревни на северном берегу Шалаховского вдхрн и его восточная плотина. В лесу таки удалось обнаружить и остатки снега, и довольно крупные лужи. Значит мы всё-таки пропустили прелести весеннего сезона не полностью…
По результатам водных испытаний хочется отметить несовершенство выбрасывающего шноркеля вариатора икс-шестого. Там, где КингКвад с его не самым удачным аналогичным «органом» проходил «сухим», в вариатор CF625-X6 EFI попадала вода. Понятное дело, что заядлые экстремалы нарастят шноркели, но X6 «подтапливало» в далеко не экстремальных лужах. На младших CF (пятисотках) выброс вариатора реализован прекрасно, а на более серьёзной модели ограничились лишь коротким отрезком трубы в задней левой колесной нише!
Информация о скверной «влагостойкости» выброса вариатора CF625-X6 EFI и необходимости доработки узла передана дистрибьютору, а пока рекомендую всем владельцам если не вывести полноценный шноркель выше обшивки, то хотя бы нарастить его в рамках арки колеса (тем более, что место вполне позволяет). В крайнем случае, возите с собой какой-то кляп (например, ветошь), которым можно будет заткнуть выброс на время преодоления глубокой воды.
Чтобы свести к минимуму использование дорог, от окончания Шалаховского водохранилища решили двигаться вдоль р.Цна. Сначала немного плутанули, обрадовавшись обнаруженному мостику (см. карту выше, трек обозначен тёмно-синим, мост дорисовал).
Представляю, какой тут был разлив и экстрим во время половодья! Надеюсь, в следующем году удастся застать этот период на квадре.
Течение было такой силы, что насадило несколько огромных карпов (жалко не догадались поставить ногу рядом для масштаба) на конструкции моста, и вот теперь рыбы лежали и тухли на солнце (снял только целую, разодранные экземпляры выглядели не очень-то эстетично). Длина «тушки» – порядка полуметра!
Итак, если есть мостик, то надо по нему проехать! В итоге, преодолев обозначенный на карте грязевой арык, выехали на заваленную дорогу, ведущую обратно к рыбхозу. Ничего не оставалось, как вернуться к мостику, поскольку обозначенный ниже по течению Цны брод давно размыт.
Оказалось, что вдоль Цны идёт неплохая полевая дорога, которая быстро привела нас к месту впадения р.Черной. На карте реки обозначены как имеющие равную ширину, но на самом деле оказалось, что Черная вдвое уже и похожа на канал – с идеально прямым, скорее всего рукотворным руслом.
Через впадающие в Цну ручьи можно перебраться по остаткам насыпей. Ближе к Колионово начинается удивительной красоты берёзовая роща.
Форсировать Цну вброд ниже Шалаховского водохранилища невозможно, поэтому единственной переправой является мост на Егорьевском шоссе (Р-105) неподалёку от н.п. Жабки. Обратите внимание, что в месте пересечения реки трек отклоняется от нарисованной на карте дороги (точнее, дорога отклоняется от трека). Дело в том, что на карте обозначен старый мост, а в настоящее время существует новый, который позволил спрямить данный участок дороги.
Следующая точка маршрута – н.п. Шарапово. От моста через Цну до Шарапово хотелось добраться вне асфальта, но с ходу это затруднительно. Выше шоссе местность заболочена, а обозначенные на карте тропы ведут через Тюшино (что есть приличный крюк, особенно с учётом того, что там наверняка завалы). Ниже шоссе параллельного проезда и вовсе нет, поскольку нарисованный на всех картах пионерлагерь на самом деле является военной частью, для объезда которой нужно сделать крюк километров 8 по бурелому. Так что до Шарапово решили доехать по шоссе.
Само село очень ухоженное – хороший асфальт, газоны, красивый действующий храм (что огромнейшая редкость в Мещере, где в основном можно встретить руины церквей). В центре также расположены автобусная площадка, магазин, почта и даже баня.
Отдельно хочется отметить, что в данном селе родился Герой Советского Союза Иван Иванович Борзов. Участвовал в Финской войне, прошёл всю Великую Отечественную. Летом 41 года вернулся из боя на горящем самолёте. Штурману и радисту-пулеметчику приказал катапультироваться, сам же посадил самолёт на поле, ведь в тот момент каждый из них был на вес золота. В середине сентября 1941 самолёт Борзова был сбит над занятой врагом территорией, однако он и экипаж успели спрыгнуть с парашютами, а через три дня Борзов перевел через линию фронта не только своё звено, но ещё и группу попавших в окружение. Далее продолжил воевать в морской авиации, стал командиром полка, лично потопил несколько вражеских кораблей, а его подчиненные – почти сто! Отличился в прорыве блокады Ленинграда. Летом 44 года за героизм и доблесть Ивану Ивановичу присвоено звание Героя СССР. После войны продолжил военную службу, с 1962 года и до конца своих дней был командующим авиацией ВМФ СССР. Скончался в 1974 году в звании маршала. Советую прочитать книгу Пароль — Балтика (автор Львов М.Л.), в ней рассказывается и об Иване Ивановчие Борзове, и о других героях, чьи имена никогда не должны быть забыты.
От Шарапово двинули в сторону Смолокуренного завода, поскольку там раньше был переезд через железную дорогу. К бывшей смолокурне ведет не просто лесная тропа, а прекрасная песчаная трасса, по которой можно смело топить до 60-70 км/ч (хотя это не отменяет внимательности – местами неожиданно торчат ветки).
От самого завода, производившего скипидар, канифоль и прочую лесную продукцию, сейчас ничего не осталось. На фото ниже место его расположения – скопление молодых берёзок на дальнем плане. Может быть, там сохранились фундаменты зданий или печей, но в этот раз изучать данное место не было времени.
Переезд около Смолокуренного завода давно закрыт, насыпь дороги срыта, на её месте вкопаны шпалы. На всех современных картах на проходящей дороге обозначен разрыв – считается, что проезда нет. Но для квадроциклистов зачастую проезд есть и там, где для других видов транспорта дороги нет. Как говорится, «В чём сила, брат? В весе – кто легче, тот и сильнее». Поэтому можно сказать, что для ATV-техники переезд на данном участке всё же есть, причем благодаря почти вросшим в землю шпалам преодолеть железнодорожное полотно можно даже не спешиваясь.
ВНИМАНИЕ: пересечение путей вне оборудованных переездов опасно! Железнодорожная линия на перегоне «Бармино – 29км» является действующей! Будьте предельно внимательны!
Напоминаю, что сигналом остановки для машиниста поезда служит круговое движение руки, днём с ярким предметом (например, сигнальный жилет), в тёмное время и при недостаточной видимости – с источником света (фонарь, факел и т.п.)
После железной дороги начинается настоящий сайлент-хилл! Вид сгоревшего леса ужасен, даже не хотелось это фотографировать. Будь моя воля, за нарушение правил пожарной безопасности при нахождении в лесу я бы ввёл сожжение на костре. Слезами горю не поможешь, а вот лесхозы получили много новой техники и расчищают сгоревшие участки под новые посадки.
Продолжение маршрута – в сторону Надеино. Места очень интересные, много ручьев и болот, кое-где вода бьёт прямо из земли. Дороги тоже интересные – разбитые лесотехническим транспортом и подтопленные.
После Надеино – напротив, нет ничего особо интересного. Заправка в Дмитровском Погосте находится на выезде в сторону Федеевской (от центральной площади на север). Около АЗС мы заправились из своего резерва и ответили на вопросы собравшейся «пресс-конференции» из местных мальчишек. Тут наш товарищ и единомышленник из Егорьевских ребят позвонил и сообщил, что баня уже готова, после чего мы рванули в сторону дома…