Село Шатур и Змеиный камень
На данной странице хочется рассказать не столько о квадроцикле, сколько о том, куда мы на нём ездили. Рассказ состоит из трёх частей.
Первая – о том, что это за место и чем оно примечательно.
Вторая – о первой поездке в Шатур (на Стелсах 500К и 500Х).
Третья – о второй поездке по второму возможному маршруту (на CF 625-X6 EFI, КингКваде и Стелсе 300В).
ЧАСТЬ 1
Это что – Шатура с опечаткой?
Село Шатур! Многие путешественники, искатели приключений, да и просто люди, интересующиеся мещерской природной зоной, знают о том, что ударение в этом загадочном названии ставится на первый слог. В том, что место это действительно загадочное, мне довелось убедиться на собственном опыте. В большой Шатуре (назовём этот город и районный центр в Московской области так) я бывал множество раз, и поначалу казалось, что в её округе нет ничего примечательного. Оказалось, среди иссушенных и изрытых торфодобытчиками болот есть не только превратившиеся в дачные массивы рабочие посёлки да вымершие деревни, но и одно вполне себе живущее старинное малодоступное село. И эту активную жизнь иначе как чудом назвать нельзя. Электричества в Шатуре (не забываем – ударение на «А») уже почти 30 лет как нет, дорога туда такая, что недоприводы с трудом могут пробраться даже в засушливый период (да и то далеко не все), а уж с осени и до майских праздников без внедорожника и бензопилы не доехать вовсе. Впрочем, практически всегда в Шатур можно добраться пешком, что очень многие туристы и делают. Именно от пеших путешественников я и услышал об этом селе. Изучая бывшие (к сожалению) узкоколейки Шатурской торфяной системы и перспективы исследования оставшихся от них насыпей, я несколько раз натыкался на описание села Шатур.
Чем примечателен Шатур? Это древнее, некогда довольно большое село, по приданиям на том месте, где оно расположено, устраивали то ли жертвоприношения, то ли просто какой-то шабаш язычники. Ну что ж – само место подходящее! Большой холм (что не часто встречается среди торфяных болот), рядом протекает река, кругом лес и топи… Когда христиане согнали язычников с насиженного места (а может это сами язычники переняли новомодную религию), святое во всех смыслах место не пустовало – строились и перестаивались церкви, последнюю из которых расписывал в молодости сам Грабарь. К сожалению, церковь сгорела в 1976 году, и не будь рядом с ней кирпичной колокольни, из архитектуры можно было бы увидеть только дома местных жителей (точнее, теперь уже по большей части дачников – круглый год в селе никто не живёт, хотя многие часто приезжают даже зимой). Кроме колокольни, хотя и высокой, но заметной исключительно с территории Шатура и больше ни от куда, есть в тех местах и второй примечательный объект. Это Змеиный камень – гранитная глыба размером с пару поставленных друг на друга письменных столов. Поговаривают, что этот камень был объектом поклонения язычников, другая же версия гласит, что попал он в болотистые леса гораздо позже и служил не более чем межевой меткой. Хотя конечно не совсем понятно, зачем бы надо было тащить такую глыбу так далеко в лес, да ещё и бросать её в яму? В то же время, раньше привезти даже столь большой камень не составляло большой проблемы – через Шатур проходил большой проезжий тракт (предположительно на Владимир), так что оставалось найти лошадей покрупнее, телегу покрепче да бригаду грузчиков посмекалистей (без хотя бы примитивных средств механизации кантовать такую глыбу было бы невозможно). Именно этот камень и называют Змеиным (якобы около него поклонялись некому змеиному богу). Недалеко от камня была деревянная часовня, от которой ничего не осталось…
ЧАСТЬ 2
Недоступное доступно
Больше всего меня зацепил рассказ о походе в Шатур, размещённый на сайте «Тусоманс.ру» известным в кругах путешественников человеком с ником Shel. Прочитать можно ТУТ (советую ознакомиться, после чего продолжать чтение моего отчёта будет интересней). И пусть этот отчёт был написан в 2007 году, а обнаружен мной только зимой 2010-го, но после прочтения я твёрдо для себя решил – вот то место, ради посещения которого стоило покупать квадроцикл! Правда сразу же показалось странным, что далеко не у всех получалось попасть в Шатур с первого раза, а уж найти Змеиный камень удалось и вовсе считанным путешественникам.
Мы же вообще добирались до Шатура образно говоря год: запланировали поездку на майские праздники в 2010 году, но съездить удалось только в апреле 2011-го! На одном из форумов Alex G даже создавал тему, зазывая народ присоединиться. В 2010-ом, несмотря на барахлившее на Стелсе 500К зажигание, мы попробовали хотя бы немного разведать дорогу, но в направлении Шатура не смогли проехать и пяти километров! Год спустя я так и не смог понять, как мы десятки раз проезжали мимо очевидных троп, ведущих в нужном направлении. Записанный на навигаторе трек напоминал расчёску – столько раз мы углублялись в лес и выезжали из него. При этом в других направлениях катались без особых затыков, уезжая на десятки километров от дома. Далее всё лето и часть осени 500К провёл в разобранном состоянии, поскольку требовал устранения ряда возникших неполадок. Я уже было думал совершить поездку хотя бы на велосипеде, но бушующие торфяные пожары снова не позволили осуществить задуманное. Продираться через дым на квадре ещё можно, а вот на велосипеде в жару – увольте. Осенью в болоте с велосипедом делать также нечего – тащить его на себе удовольствия мало. В итоге я решил, что если съездить в Шатур на квадре не удастся, то по весне доеду до ближайшего села на машине, а дальше пойду пешком. После таких загадочных дел загонять пусть и полноприводный, но далеко не внедорожник в грязь даже мыслей не было – ещё не хватало утопить. Поставить 500К «на крыло» удалось только в последний день уходящего 2010-го, но зимой, понятное дело, осуществить задуманное было малореально. В общем, верь или не верь, но Шатур не хотел нас видеть, и делал всё, чтобы мы не добрались до него. Тем не менее, весной мы переобули квадры в 26-ю Ведьму, испытали проходимость в направлении, противоположном Шатуру, и только после этого, прихватив тросы, ручную 4-тонную лебёдку, лопаты, кучу инструмента и запчастей отправились искать недоступное село.
То ли видя наше упорство, то ли поскольку мы посвятили свою поездку 50-ой годовщине полёта Юрия Гагарина в космос, но Шатур захотел нас принять и, более того, похоже даже каким-то образом помогал нам добраться. Мы не знали дороги и до этого вообще не ездили в ту сторону, но ни разу нигде не плутанули, а сделав в одном месте небольшой крюк каким-то чудом не сели на мокрой пашне (а эта штука будет похлеще иного болота)!
Первым же препятствием на пути стала река Любловка, преградившая путь бурным потоком талой воды. Поскольку маршрут нам предстоял не близкий, а главное – неизведанный, мы решили не рисковать и пошли в обход. Как оказалось, это решение было дано свыше – спустя несколько дней наш товарищ попробовал штурмовать этот брод на Гризлике, в результате чего их обоих унесло течением.
Далее я примерно опишу наш полный маршрут от Егорьевска, а если кто-то захочет посетить Шатур, то сможет начать путь, начиная с любого отрезка.
Итак, миновав зону отдыха Любляна, от н.п.Семеновская мы поехали в сторону н.п.Колычево-Боярское, по пути заехав на родник.
Далее по недавно реконструированной ЛЭП до н.п.Иншино (не путать с Иншаково).
От Иншино к прудам Шалаховского рыбхоза, от прудов примерно вдоль р.Пешур к н.п.Б.Заповедь.
Между прудами и Б.Заповедью попались две длинные лужи, заваленные брёвнами, но наши доработанные Стелсы на 26 Ведьме справились с преградой вполне уверенно.
Далее привал с обязательной окопкой места для костра на штык глубже слоя моха и тотальной засыпкой кострища грунтом перед отъездом. Берегите лес от огня! Не разводите костры на мху, огонь очень быстро распространяется внутри него, даже если верхний слой напитан влагой по самое некуда. И уж тем более ни в коем случае не оставляйте огонь без присмотра.
И вот, после проезда Б.Заповеди – знаковая веха! Дело в том, что при поиске Шатура н.п.Верейка (раньше Вождь Пролетариата, еще раньше рабочий посёлок №1) является крайне важной точкой, так как именно через него можно проехать к остаткам насыпи бывшей узкоколейки, ведущей в сторону Шатура. Что интересно, судя по рассказам на форумах, некоторым было не дано попасть в Шатур даже добравшись до Верейки: люди не могли найти выезд на насыпь, несмотря на то, что для этого надо просто проехать посёлок насквозь, после чего следовать по дороге мимо дач на восток (собственно, сама дорога уже и есть насыпь узкоколейки). Что до меня, то после года ожидания этой поездки, увидеть живьём указатель на Верейку было настоящим праздником, тем более, что, признаться, я и не ожидал, что доберёмся хотя бы до неё. Кроме того, радость подогревалась ещё одним моментом. Путь от Егорьевска до Верейки (естественно – вне дорог) я представлял себе весьма смутно и вся работа по ориентированию легла на ехавшего первым с навигатором Alex G. Описание велосипедного маршрута мне попадалось, но только по обочине. Зато уж дорогу от Верейки до Шатура, пусть и виртуально (по рассказам на форумах и картам) я изучил в мельчайших подробностях, так что после Вождя Пролетариата мы возглавили нашу малочисленную группу. Казалось, что манящий Шатур совсем близко (хотя это, конечно, иллюзия – пиликать надо было ещё порядком).
От дачного массива, расположенного на бывшем торфяном поле между первым и вторым усом узкоколейки и до урочища Кулаково (где дорога входит в лес) участок довольно нудный – множество ям, слева заросшие загибающимся от сырости березняком торфяные поля, справа тянется затопленный торфяник. На отходящие влево остатки насыпей сворачивать не надо (если, конечно, вы не хотите заодно исследовать и их). В принципе, избежать этого участка можно, подъехав к насыпи дальше, со стороны н.п.Горки, но такой маршрут куда менее интересен и подходит скорее для тех, кто хочет побывать в Шатуре, встретив на пути минимум преград. Во многих местах под насыпью сохранились трубы для перетекания воды из одного болота в другое, но в одной точке водоёмы соединены напрямую. Не знаю как летом, но весной этот небольшой участок представляет собой довольно стрёмного вида промоину с не менее стрёмным течением (муть из-под колёс сносит мгновенно). Вода втекает в одном месте и вытекает в другом – своего рода короткая река вместо насыпи. Телепузы или хотя бы болотники мы не брали (было довольно тепло, да и относительно сухо), поэтому по мере возможности потыкали лужу хворостинами. В самых глубоких местах не более чем «по фаберже», но от куда-то повсюду гирлянды стружки от токарного станка. Опыта форсирования водных преград на тот момент у нас было немного, поэтому будь это какая-то другая поездка, мы бы развернулись, но до Шатура оставались считанные километры, поэтому отступать было нельзя – вдруг Шатур обидится и снова не захочет нас принять? На нынешний глаз промоина была плёвая, но на тот момент эмоций принесла массу.
После поворота на Горки есть интересный объект – полноценный железобетонный мост через реку Поля. Удивительно, что после снятия узкоколейного полотна мостик не стали разрушать, а оставили на благо людей. Причём состояние моста прекрасное – целы даже перила!
Далее маршрут простой – держаться всё время правее. Когда через голые ветки берёз я увидел ту самую колокольню, то остановился, чтобы запечатлеть момент! Как говорят инородцы «This Is It!». Такой близкий и такой далёкий Шатур – всего-то около 50 километров от нас, а сколько ожидания!
Вот она, знаменитая колокольня! Немного обветшавшая, но в целом в очень хорошем состоянии. Умели же строить! Купола, конечно же, нет, на верхние уровни не забраться (если только привезти с собой длинную раскладную лестницу), но впечатляет.
Кроме колокольни примечательно старое кладбище, вокруг которого сохранились элементы былого ограждения. В очередной раз подумалось – действительно чудо, что столь же глухая и труднодоступная деревня, как множество расположенных вокруг, а живёт! От других остались либо кладбища (символично), либо руины строений.
Интересен и один из домов местных жителей – он увешан чудом сохранившимися украшениями то ли из сгоревшей церкви, то ли из деревянной часовни. Посмотрите – в то, что причудливые листья и цветы вырезаны из дерева, просто не верится! Да и сам «дизайн» украшений наводит на мысль, что автор подсмотрел идею в каком-то ином мире. С одной стороны красиво, с другой – жутковато.
Следующий элемент загадочного образа Шатура – разлив Поли и причудливый пешеходный мостик через него. В основе покосившиеся столбы от старинного моста, а надстройка современная и поддерживается местными жителями в отличном состоянии. Получившееся архитектурное творение достойно если не Дали, то Хундертвассера точно!
Искать Змеиный камень, расположенный на другом берегу Поли, мы не пошли. Во-первых, не хотелось прерывать череду наших маленьких побед (не факт, что мы бы обнаружили и камень). Во-вторых, обязательно был нужен повод, чтобы вернуться. В-третьих, не хотелось оставлять квадры без присмотра, хотя местные жители вполне могли бы за ними приглядеть – люди в Шатуре живут хорошие, иначе бы и самого села давно бы уже не было. Назойливым туристам всегда рады, просили только по возможности пропиливать дорогу от упавших деревьев. Кстати, от электролинии деревню судя по всему намеренно никто не отключал, хотя от того не легче. Сгорел трансформатор, а ставить новый сочли неоправданным. А старухи – кому они нужны, проживут и при керосинке, да и к чему нам памятники истории – такого добра вокруг навалом, хоть сноси бульдозером. Эх, Русь…
Координаты села N55.476640 E39.416792 (в градусах!)
Возвращаясь к отчёту с «Тусоманс.ру», скажу, что во время другой поездки в те края мы добрались и до п.Шатурторф, поэтому, хотя это уже другая история, если кому-то потребуется помощь в планировании маршрута до (или от) Шатурторфа – сообщайте.
ЧАСТЬ 3
Гусеничный трактор, говорите…?
Как я уже писал выше, к Шатуру ведут два маршрута (пусть и с вариациями, но всё же). Первый, по которому мы ездили в апреле, проходим достаточно просто, используется всеми механизированными туристами, а так же большой частью пеших и велых. Второй маршрут приводит на другой берег разлива Поли, проходя около Змеиного камня и может быть начат либо от н.п.Б.Гридино, либо от н.п.Собанино. В начале октября мы решили снова посетить Шатур, чтобы на этот раз найти и камень.
Добравшись аналогичным описанному в первой части маршрутом до Шалаховского рыбхоза, мы направились к н.п.Пешур, на подъезде к которому нужно перебраться через одноимённую речку, поскольку деревянный мост давно обрушился. Судя по всему, питается р.Пешур в основном талой водой, поэтому обычно представляет собой не более чем ручеёк, бегущий по толстому слою торфяной грязи. После того, как глубина донных отложений речушки была измерена «японцем», «китайцы» пошли в обход по месту, которое ранее никто не месил. Кстати, на большинстве карт русло этой речки обозначено с ошибкой – будто в районе деревни Пешур та впадает в озеро, а потом вытекает из него. Это не верно – озеро расположено в стороне от русла, метров на пять его выше и никак не связано с рекой.
Далее через н.п. Коврево и Фролково в Б.Гридино. Мы поехали через «Б.Г.», поскольку так было ближе, но с точки зрения исследования интересны оба варианта начала маршрута. Судя по «отростку» из двух рядов домов, одна из старинных дорог на Шатур начиналась от Б.Гридино. Сейчас застроено ещё несколько участков, поэтому точка выхода из населенного пункта имеет координаты N55.439011 E39.414353, а не N55.437908 E39.414883 которые можно определить, согласуясь, к примеру, с силуэтом строений на генштабовских картах. То есть по идее старинная дорога проходила по чьему-то нынешнему участку (интересно, много ли было найдено при постройке и в огороде?). В Собанино же полевая дорога на Шатур стартует таким образом, что, скорее всего, основной тракт начинался как раз там. В прочем, ни один из возможных начальных отрезков маршрута «№2» не выдает ни существование в былые времена широкой проезжей дороги, ни то, что дальше будет что-то интересное. Обычные «полёвки», не более того.
По словам местных жителей, как заклинание повторяющих одну и ту же фразу, всем, кто помышляет подъехать к Шатуру с этой стороны, проехать можно только на гусеничном тракторе, даже на лесовозе там делать было бы нечего. Ну что ж, проверим! Интересное начинается после того, как два альтернативных начальных отрезка маршрута соединяются. Сначала въезжаем на участок неглубокой колеи с набросанными брёвнами. Проехать там элементарно, что, судя по раскатанности и обилию следов, многие и делают. Далее следует провалившийся в болото отрезок тракта. В прочем, квадр он на то и квадр, чтобы объехать то, что сложно преодолеть по прямой. Взяв чуть левее, мы спокойно проехали между деревьев. Ба – да не только мы, судя по следам, незадолго до нас тут уже проходил квадроцикл, но скорее всего один. Дальше следует только протоптанная тропинка, на колею нет и намёка.
Зато тут-то уже можно заметить, что находишься на старинной дороге! По центру – отличная ровная насыпь, а вдоль неё – каналы для отвода воды. За сотни лет творения древних мелиораторов не утратили своих функций – дорога сухая, хотя в каналах местами сущее месиво. Понятное дело, свято место пусто не бывает и многие участки бывшего тракта буквально захвачены растениями – как живыми, так и упавшими. И если торчащие посреди дороги деревья можно объехать, то валяющиеся стволы пришлось пилить, пилить и пилить…
Кое-где завалы такие, что, если вдоль дороги попадалось относительно сухое место, то было проще объехать. Также объезжать пришлось и полуразрушенные мосты, коих по дороге попалось аж четыре! С подсчётом и описанием могу ошибаться, поскольку ориентируюсь в основном по фото – во время поездки находился в каком-то завороженном состоянии, но может кому пригодится.
Первый вполне подходит для проезда (надо держаться правее) и, судя по всему, был сооружён относительно недавно (по глобальным меркам, конечно), чтобы закрыть промоину в насыпи. Это даже скорее не мост, а настил из брёвен.
Второй когда-то был полноценным мостом, но теперь полностью утрачен – опоры сгнили, брёвна провалились. Объехать можно справа, съехав с насыпи (там сухо и ровно). Если маршрут объезда будет затоплен водой, ехать можно также смело – грунт плотный и укреплён корнями.
Третий мост переброшен через какое-то болотце. Глубина не больше чем по пояс (разумеется, на начало октября, весной там будет и с головой), на дне очень толстый слой отложений (выше, чем по колено), так что, несмотря на твёрдое дно под грязевым слоем, штурмовать «лужу» на квадре не стоит. Тем более, что объехать элементарно (снова держитесь правее). Опоры интересны с исторической точки зрения (именно они держали старинный мост), а вот остальное новодел – и закреплённые на опорах брёвна, и переброшенные через яму оборудованные перилами свежие мостки для пешеходов.
Четвёртый мостик – и вовсе не мост, а пешеходный настил (на фото не попал). Проехать можно параллельно ему. Есть ещё и пятый мост – известный нам модерновый пешеходник через Полю. Но тут уже стоп машина – объехать разлив затруднительно, тянется он долго, а вокруг низина (тем более, что при необходимости подъехать с другой стороны будет гораздо проще).
На этом рассказ о второй поездке в Шатур заканчивается, поскольку ни табличку в месте расположения утраченной деревянной часовни, ни Змеиный камень мы так и не обнаружили. Видимо ещё не время. Пытались найти координаты в интернете, но, во-первых, связи практически не было, а, во-вторых, и нету их – координат. Те, кому камень позволил себя найти, не выкладывают их на обозрение. Правда, координаты часовни потом мы всё же раздобыли, так что надеюсь на удачные поиски при следующих посещениях «капища змеиного бога».
Вот такое оно загадочное – село Шатур. И мы там были, с двух сторон заезжали, чай пили, чего и всем желаем!
Наблюдения о Stels 300B
Несмотря на то, что колеса на 300В были на дюйм меньше, чем на Сузе и ЦФ-ке (да ещё и самые примитивные), благодаря небольшому весу через брёвна он перебирался наравне со «взрослыми» квадрами. Если где-то и повисал, то столкнуть было элементарно. Правда, плата за весовое превосходство – прочность. Во время поездки разбили обе подножки, покорёжив и их каркасы. Ещё из-за попавшей ветки перекрутился пыльник переднего левого внутреннего ШРУСа (вернули в правильное положение), но это может случиться с любым ATV. В остальном – забавный квадрик. Ему бы герметичный вариатор да качество повыше – цены бы не было…
Всем удачи, если кто соберётся посетить Шатур – пишите, может вместе катанём.